Как поручение президента спустили на тормозах его министры


Как поручение президента спустили на тормозах его министрыПрезидент Казахстана Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 23 января 2013 года поручил председателю АО «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву начать строительство газопровода Тобол-Кокшетау-Астана. Деньги на проектные работы были успешно потрачены, но сам проект был приостановлен из-за дороговизны, сообщает КазТАГ.

 

Поможет ли Астане заграница

Первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин сообщил журналистам 27 августа текущего года, что газификация Астаны может быть проведена с помощью транзитного газопровода из России в Китай.

 

«Глава государства и премьер нашей страны проявили инициативу о том, чтобы рассмотреть совместно с Россией возможность строительства газопровода из России в Китай через Казахстан», - сказал У. Карабалин на брифинге, напомнив, что один восточный газопровод из России в КНР уже есть.

 

«Второй газопровод планировался через Алтайские горы напрямую в Китай. В этом отношении с нашей стороны было предложено, по-моему, 14 апреля на совместном заседании глав правительств стран ЕврАзЭС наш премьер озвучил предложение построить из России через Казахстан, в том числе через Астану, газопровод и выйти в районе Хоргоса или же Алашанькоу в Китай с таким газопроводом транзитным. С российской стороны проявлен определенный интерес. Сегодня мы делаем рабочую группу для более скрупулезного рассмотрения этого вопроса», - сказал он.

 

При этом данный проект пока существует только в форме идеи и не имеет каких-либо сроков по строительству газопровода. Таким образом, получается, что сам Казахстан с огромными запасами нефти, газа и денег от их продажи в Нацфонде не может газифицировать собственную столицу и уповает на Россию и Китай. А если они не захотят проводить транзитный газопровод через Астану, ведь Алтай не так близок к нашей столице, и поэтому жители Астаны продолжат топить свои дома углем?

 

Где Зин, бензин? Эх, Зин...

Тут невольно вспоминается и последнее объяснение У. Карабалина о том, почему нам не хватает бензина. Оказывается из-за того, что Россия увеличила поставки в Крым, а Казахстан вынужден договариваться о приобретении ГСМ в Азербайджане и Туркменистане.

 

«В России к этому периоду сложилась непростая ситуация, связанная с тем, что произошла авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, который только-только начал выходить в рабочее состояние. Кроме того, несколько заводов в России сейчас вышли на осенние плановые ремонты. И еще получается так, что часть российских объемов, которые раньше были в балансе в этом году, мы так думаем, наверное, появились дополнительные регионы, которые Россия снабжает. Я имею в виду, наверное, Крым и так далее, и в итоге на рынке России имеется такое значительное напряжение в части того, сколько другим странам они могут дать, в том числе нам», - сказал У. Карабалин.

 

Получается, что от дефицита бензина нас опять могла бы спасти Россия, но почему-то не сделала этого. В итоге мы вынуждены ходить по другим нефтяным державам с протянутой рукой, чтобы наполнить наши канистры топливом. А ведь за 20 с лишним лет независимости были и нефтяные доходы, и возможности для строительства новых НПЗ и реконструкции старых с учетом произошедшего во всех странах бывшего СССР резкого роста уровня автомобилизации.

Понты в отложенном режиме

 

К сожалению, в настоящее время проект газопровода Тобол-Кокшетау-Астана завис в так называемом отложенном режиме. Деньги на технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию в общей сумме порядка Т5 млрд уже потрачены, но проект пришлось отложить по причине дороговизны. Сам газопровод стоит порядка $1 млрд. На первый взгляд кажется действительно очень дорого, но есть и другие примеры рачительного расходования бюджетных средств. К примеру, Азиада-2011 обошлась нам в $1,65 млрд, а ЕХРО-2017 уже будет стоить, если не подорожает в итоге, $3 млрд.

Ирония судьбы в том, что строительство газопровода для того, чтобы столица нефтегазового Казахстана могла постепенно отказаться от угля, признано дорогим, а втрое более дорогой проект, который показывает миру нашу страну как стремящуюся к новым технологиям и энергии будущего, признан адекватным.

 

Хотя любой человек, который топил печь всю зиму в частном доме на севере страны, живо проголосовал бы и за депутата, лоббирующего строительство такого газопровода, и за министра, практически поддержавшего эту инициативу. Однако, возможно, таковых нет, потому что представители властей не знают, что такое выгребать золу долгой северной зимой или никогда сами с этим не сталкивались.

 

Ты помнишь, как все начиналось?

Хотелось бы напомнить, что еще 26 апреля 2012 года тогдашний министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил в ходе онлайн-конференции, что на строительство газопровода Тобол-Кокшетау-Астана предполагается выделить из бюджета Т175 млрд. На тот момент технико-экономическое обоснование проекта уже прошло госэкспертизу, а «КазМунайГаз» работал над проектно-сметной документацией.

 

«В начале следующего года мы приступим уже к строительству», - пообещал тогда глава миннефти. С.Мынбаев уточнил, что мощность газопровода на первом этапе составит 1,5 млрд кубометров в год.

 

«Этого, я думаю, на 10-12 лет точно хватит, после этого по мере роста потребления, строительства газовых сетей, по мере привыкания населения можно говорить о расширении объемов прокачки», - сказал он.

 

Однако 5 октября 2012 года работавший тогда премьер-министром Серик Ахметов сообщил, что стоимость проекта составит более Т200 млрд.

«Проект этот начал реализацию в том плане, что технико-экономическое обоснование утверждено. В его рамках стоимость проекта составляет, (…) если сама труба стоит 170 млрд тенге, (…) более 200 млрд тенге – 213 или 215 млрд тенге», - сказал глава правительства на расширенном заседании фракции партии «Нур Отан», отвечая на вопросы депутатов.

 

11 октября 2012 года работавший заместителем председателя правления фонда «Самрук-Казына» Куандык Бишимбаев сообщил, что общая мощность газопровода будет снижена вдвое – с 6 до 3 млрд кубометров в год. А 19 октября тогдашний министр финансов Болат Жамишев сообщил, что строительство газопровода будет стоить Т209 млрд, а сам проект будет начат силами «Самрук-Казыны».

 

«Проект начнет реализовываться уже в следующем году за счет средств (ФНБ «Самрук-Казына» – КазТАГ). Фонд планирует профинансировать капитальные вложения в следующем году на сумму 120 млрд тенге. Всего проект стоит где-то 209 млрд тенге», - сказал он во время онлайн-конференции. При этом он сообщил, что само проектирование вышло на последнюю стадию.

 

Сухой остаток уже без газа

В сентябре 2013 года миннефти сообщал уже об обсуждении российским «Газпромом» и «КазТрансГазом» возможной схемы заполнения газом будущего газопровода Тобол-Астана посредством взаимозамещения или прямой покупки газа в России. Интересно, что в том же месяце было сообщено даже о возможности продления газопровода до Караганды.

 

Но в итоге всех потуг строительство газопровода так и не началось и, судя по всему, не начнется и в следующем году. Это означает, что, скорее всего, щедро пропиаренную международную выставку ЕХРО-2017 Астана встретит как обычно – городские ТЭЦ будут сжигать мазут и уголь, чтобы дать городу отопление и горячую воду.

 

Да и не только ТЭЦ, но и многочисленные частные дома, времянки, дачи и так далее. Ведь они будут топить свои жилища таким же углем и дровами, как и их предки в каменном веке. В итоге в сухом остатке мы имеем спущенное на тормозах поручение главы государства, чехарду с министрами и главами нацкомпаний и Астану, включая и левый берег реки Есиль, отапливаемые привозным мазутом, местными дровами и каменным углем.

Источник: www.kaztag.kz


Поделиться новостью

Новости по теме:
Комментарий: 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.