Развитие автопроизводства в условиях более высоких таможенных пошлин заставит импортеров идти на снижение прибыли и отпускных цен - обзор рынка новых легковых автомашин


Развитие автопроизводства в условиях более высоких таможенных пошлин заставит импортеров идти на снижение прибыли и отпускных цен - обзор рынка новых легковых автомашин АЛМАТЫ. 21 января. КАЗИНФОРМ /Елена Ильинская/ - В 2009 году Казахстан вошел в число развивающихся стран, чей автомобильный рынок перенес наиболее глубокий спад потребительской активности, обусловленный замедлением роста национальной экономики, - отмечают

представители консалтинговой компании «Qncepto» в обзоре рынка новых легковых автомашин по данным продаж официальных дилеров.

Так, за 12 месяцев минувшего года автопроизводителями, официально представленными на территории республики, было реализовано 17 878 новых автомобилей, или на 51,5% меньше, чем в 2008 году.

В то же время показатели сбыта в декабре 2009 года позволяют предположить, что прошлый год стал нижней точкой потребительского спроса за период рыночной депрессии, начавшейся в IV квартале 2007 года. В последний месяц года казахстанскими дилерами было продано 2 330 автомобилей, что на 56,4% выше среднемесячного уровня продаж в отчетном году. Особенно обнадеживающе итоги декабря выглядят на фоне покупательской активности в ноябре - прирост составил 79,9%. Этот декабрьский всплеск эксперты оценивают как предвестие рыночного оживления, лишь отчасти спровоцированное ожиданием ввода единого таможенного тарифа на импорт автомобилей.

Как отмечено в разрезе брендов, в декабре по отношению к ноябрю 2009 года рост продемонстрировали практически все марки, за исключением Fiat и Ford, не продавших ни одного автомобиля, а также Renault и Opel, незначительно превысивших нулевую отметку. По итогам года статистический рост продаж зафиксировали лишь три бренда. Наиболее внушительный рывок совершили дилеры Suzuki, реализовавшие 434 автомобиля, что на 56,1% выше прошлогоднего результата. Как следствие, рыночная доля японской марки расширилась более чем втрое.

На фоне низких продаж прибавил Mercedes-Benz: 251 автомобиль - в 2009 году и 167 - в 2008 - главным образом, за счет сбыта техники коммерческого назначения. Плюс 11,6% в свой актив получил импортер BMW - прирост продаж 7-й серии и X6 позволил ему продать 164 автомобиля.

В «положительной зоне» оказались также Cadillac и Opel, но лишь потому, что продажи этих марок фактически стартовали в 2009 году. Все другие марки продемонстрировали отрицательную динамику продаж. Вместе с тем есть автопроизводители, которым кризис нанес наименьший ущерб. Так, Audi закрыл год на казахстанском рынке с падением на 16,5% (76 проданных автомашин), а продажи Porsche и Skoda сократились на равную величину - 24,4%. При этом рыночная доля чешских автомобилей казахстанской сборки увеличилась более чем наполовину.

Основными жертвами спада на отечественном рынке стали дилеры Fiat (минус 84% к объемам продаж 2008 г.), Ford (минус 83,8%), KIA (минус 77,2%), Volkswagen (минус 69,2%) и Hyundai, потерявший 68,1% от результата предшествующего года. Стоит отметить, что в связи с началом сборки корейской KIA на мощностях «АЗИЯ АВТО» у марки возникают серьезные предпосылки для изменения своей рыночной позиции в 2010 году - за счет демократичных отпускных цен, анонсированных казахстанским автозаводом, и смены дистрибьютора.

Все упомянутые драматические перемены не пошатнули тройки фаворитов отечественного рынка. Список наиболее популярных марок по-прежнему возглавляет российский АВТОВАЗ - в отчетный период его продукция нашла 3 681 покупателя. На второй позиции - Toyota с показателем 3 006 реализованных автомобилей. Третье место за дилерами УАЗа: 2 328 автомобилей за 2009 год.

Эксперты отмечают, что предпочтения казахстанцев в отношении конкретных моделей претерпели более разительные трансформации, чем распределение сил между производителями. Первая четверка непоколебима - наиболее популярными остаются автомобили, производимые в России, Казахстане и Узбекистане.

В ходе обострения ценовой конкуренции уровень концентрации участников отечественного рынка в 2009 году несколько сократился. Первая четверка ведущих маркет-мейкеров утратила часть своего влияния в пользу монобрендовых и независимых дилеров.

С наиболее крупными потерями столкнулась КМК «Астана Моторс»: компания не только отдала конкурентам без малого треть своей рыночной доли, но и утратила репутацию дилера №2 по объемам продаж. Ее оттеснила группа «Меркур Авто», рыночный вклад которой, однако, сократился с 19,6% до 17,6%. 2% рыночной доли потерял и «Тойота Центр Жетысу», сохранивший за собой 4-ую позицию. Успехом года можно считать активный сбыт автомобилей «УАЗ» сетью автосалонов «Вираж», позволивший ей войти в пятерку лидеров с долей 5,6%.

Несмотря на сокращение своей «вотчины» на 4,4%, рекордсменом продаж, как и в 2008 году, остался холдинг «БИПЭК АВТО» - группа, в составе которой казахстанский автосборочный завод «АЗИЯ АВТО» контролирует 37,4% отечественного рынка новых автомобилей.

Главным источником давления на казахстанский рынок в 2009 году, как отмечено в обзоре, стал дефицит платежеспособного спроса и резкое снижение доступности программ потребительского кредитования. В отличие от других стран дотирование утилизации и приобретения новых автомобилей не вошло в перечень мер, предпринятых казахстанскими властями в рамках антикризисной программы. Подобные схемы, наряду с госфинансированием программ автокредитования, оправдали себя как на развивающихся рынках, так и в странах Европы, где сокращение продаж новых автомобилей в результате составило лишь 1,6%. Однако стабилизация ситуации в казахстанской экономике на примере позитивной динамики сбыта в декабре 2009 года продемонстрировала обоснованность прогнозов большинства участников рынка о росте объемов продаж в 2010 году не менее чем на 50-70%.

В пользу подобных ожиданий свидетельствуют и будущие изменения рыночной структуры, продиктованные введением единого таможенного тарифа на импорт автомобилей на территорию Казахстана, России и Беларуси. Помимо стремительного роста доли новых автомобилей в картине первичных продаж, вступление Казахстана в Таможенный союз уже в 2010 году заставит многих дилеров изменить структуру собственного портфеля брендов и логистику поставок в пользу российских и казахстанских производителей. Следует ожидать появления новых инициатив по организации автомобильных производств на территории республики. Об этом в конце минувшего года заявляли три казахстанских дилерских группы, одна из которых приступила к реализации проекта открытия сборочной линии внедорожников SsangYoung.

Очевидно, что развитие автопроизводства в условиях более высоких таможенных пошлин заставит действующих импортеров автомобилей из дальнего зарубежья идти на сокращение нормы прибыли и отпускных цен. Тактику специальных цен казахстанского рынка могут взять на вооружение и некоторые российские производители автомобилей зарубежных брендов - в случае, если действующий автособорочный завод «АЗИЯ АВТО» и вновь запускаемые производства сохранят текущий уровень цен либо возьмут курс на дальнейшее снижение.


Источник: inform.kz
Поделиться новостью

Новости по теме:
Комментарий: 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.